Статьи

БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Миланков Мирьяна.

Сербия, Нови Сад, Национальный Центр профилактики травматизма и безопасности, президент и основатель Центра, профессор, MD, PhD,  drmirjana.milankov@gmail.com.

Аннотация. Автор является одним из руководителей и членом Международной сети безопасных сообществ   – одного из важнейших профилактических проектов Всемирной Организации Здравоохранения. В статье обосновывается необходимость на государственном уровне (городском, областном) организовать и ввести в действие систему единого контроля за состоянием безопасности среды, в том числе, информационной среды образовательных учреждений.  Особое внимание уделяется автором информационной безопасности и интернет-зависимости молодого поколения.

Ключевые слова: безопасные сообщества, информационная безопасность образовательных учреждений, интернет-зависимость молодежи.

THE SECURITY OF THE INFORMATION SPACE AS THE BASIS OF THE YOUNG GENERATION’S HEALTH

Miryana Milankov.

Serbia, Novi Sad. National Center for Injury Prevention and Safety Promotion International Safe Community Support Center European Safe Community Network Global Network Associate Safe kids Worldwide OMEP Serbia, President and founder Center, Professor, MD, PhD, drmirjana.milankov@gmail.com

Abstract. The author is one of the leaders and a member of the International Network of Safe Communities – one of the most important prevention projects of the World Health Organization. The article substantiates the need at the state level (city, regional) to organize and implement a system of unified control over the state of environmental safety, including the information environment of educational institutions. The author pays special attention to information security and Internet addiction of the younger generation.

Keywords: safe communities, information security of educational institutions, Internet addiction of young people.

 

Формирование безопасных сообществ (Safe Community) – один из важнейших профилактических проектов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), начатый в 1989 году. Международная сеть безопасных сообществ составляет 332 общества в мире, сгруппированных в 7 региональных сетей [1]. Содержательные направления работы безопасных сообществ соответствуют действующему законодательству и нормативно-правовым документам стран, входящих в содружество.

Обеспечение социальной безопасности – важная часть построения системы национальной безопасности. Эта проблема имеет непосредственное отношение к системе образования. Все процессы обучения и воспитания молодого поколения в образовательных учреждениях непосредственно связаны с мерами безопасности [2]. Повышенный контроль и создание системы поддержки состояния безопасности (социальной и психологической защищённости) образовательных учреждений в настоящее время обусловлены нижеперечисленными обстоятельствами.

  1. Образовательные учреждения охватывают практически всю детско-подростковую популяцию страны.
  2. Дети, подростки и юношество – это те возрастные категории, которые наиболее подвержены социальным, информационным, мультимедийным, субкультрным влияниям, многие из которых сегодня являются опасными.
  3. Не только дети и подростки, но и их родители, учителя и воспитатели далеко не всегда разбираются в сущности многих социальных явлений и не могут аргументировано (убедительно, компетентно) объяснить, например, опасную сущность сект, некоторых тенденций современной молодёжной моды (татуаж, пирсинг, анорексия, девиантный макияж, молодёжные субкультуры и других). Поэтому требуется организация специального дополнительного образования для детей и взрослых (например, в форме курсов повышения квалификации), что уместно и вполне реально осуществить в образовательных учреждениях.
  4. В Европе, да и в России появились различные социальные и образовательные «инновации», которые причинили немалый вред не только развитию детей, но и системе образования, и обществу в целом.
  5. Детский и подростковый возраст наиболее подвержен аддикциям разного типа.
  6. В стране растёт число детей и подростков с отклоняющимся от нормы поведением и детско-подростковая преступность. Возрастает количество уголовных преступлений, совершаемых учащимися в пространстве образовательных учреждений. Соответственно, обостряется социальная потребность в профилактике девиантного поведения.

В целях духовно-нравственной и психологической защиты семьи, детей, их родителей, воспитателей и педагогов необходимо на государственном уровне (городском, областном) организовать и ввести в действие систему единого контроля за состоянием информационной среды образовательных учреждений. Контроль должен блокировать информацию и социально-психологические влияния, разрушающие духовно-нравственные нормы, традиционные для   общества. 

Сегодня жизнь человека неразрывно связана с информацией и информационными технологиями. Почти в каждой семье есть телефон, компьютер или иной гаджет, который значительно облегчает существование современного человека. Наряду с развитием информационных технологий развивается и индустрия компьютерных игр, заполняющая виртуальное пространство красочной продукцией, которая, в свою очередь, привлекает внимание людей. Современный человек реализует свою деятельность в нескольких сферах – в материальном мире и мире киберпространства. В современном социуме наблюдается стремительное накопление среди населения интернет-зависимых личностей и, вследствие этого, – формирование специфической социальной структуры, которая на сегодняшний день совершенно не изучена, и даже не идентифицирована.  Личность интернет-аддикта изучена недостаточно, в связи со спецификой данного состояния. Жизнь в виртуальном мире настолько изменяет первоначальные параметры испытуемого, что выявить исходный профиль зачастую не представляется возможным. Интернет-зависимости не уделяется должного внимания, т.к. это социально «разрешенный» вид аддикции. На передний план выступает проблема соматического здоровья пользователей Интернета. Это вегетососудистые дистонии, остеохондроз шейного отдела позвоночника и другие заболевания опорно-двигательного аппарата (тендовагиниты, артриты, остеопороз), заболевания, связанные со снижением общего иммунитета, психосоматические расстройства, болезни глаз. 

Интернет-технологии представляют большое количество вариантов его проведения. При отсутствии альтернативы этот вид досуга становится все более популярным. Особую опасность представляет интернет для студентов технических вузов, в частности, обучающихся по направлению изучения информационных технологий, что предполагает большую часть времени проводить за компьютером. Компьютер, гаджет, планшет становится частью жизни, продолжением личности, и студент испытывает большое беспокойство, если его лищить возможности практически постоянно находиться в сети. Возникает поведенческая зависимость, опасность которой студенты не осознают. 

Бессознательное врожденное чувство времени у интернет-аддиктов, при сравнении со здоровыми лицами, нарушено. Временные оценки достоверно недооцениваются. Наблюдается формирование особого внутреннего психологического пространства, которое распространяет свое влияние на оценку внешних событий. Интернет-аддикт относится к реальной действительности как к виртуальной, перенося на нее виртуальную динамику. У него изменяются представления о прошлом, будущем, настоящем течении событий, появляется чувство, что все возможно и восстановимо, любому событию можно дать обратный ход. Человек, находясь в сети Интернет, постоянно чувствует нехватку времени (хотя и увеличивает при этом его количество) и не может отследить реальное время. Нарушены перспективы будущего (доля будущего достоверно ниже), и структуры настоящего; интернет-аддикты в большей степени, чем здоровые, недооценивают прошлое, склонны оценивать время как более дискретное, менее напряженное и менее приятное по сравнению со здоровыми испытуемыми. Восприятие времени интернет-аддиктом отличается «искаженной» временной трансспективой и размытым ощущением возраста, а также специфической оценкой парциальных отрезков времени (по укороченному типу). Время, которое воспринимают интернет-аддикты, не имеет отношения к реальному времени, его можно назвать таким же виртуальным, как существование в киберпространстве. Нарушенное восприятие реального времени является одной из причин социальной дезадаптации интернет-аддиктов.

Заключение. Интернет-зависимость – это реальная угроза современного мира, это проблема, которая уводит человека из реальности, приводит к разобщению людей, к коммуникативным трудностям в реальном мире, к социальной дезадаптации, и в конечном итоге – к одиночеству, болезням и преждевременной смерти.

Библиографический список.

  1. Svanström Leif. Тhe paradigm of safe communities as a mean to achieve “safety for all”, which is an essential need for a modern day society // Book of Abstracts 23rd International Safe Communities Conference Safe Communities are an Essential Need for a Modern-Day Society. – р. 27.
  2. Tamas Julijan.  Philosophical, cultural and historical aspects of safety // Book of Abstracts 23rd International Safe Communities Conference Safe Communities are an Essential Need for a Modern-Day Society. – р. 136.